Занятие 1-е. Приглашение к творчеству

Школа творчества: Приглашение к творчеству

 Школа творчества

Занимательно о Новых знанiяхъ

 

ПРИГЛАШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ

 

Идея создать школу творчества возникла давно, еще при жизни Николая Викторовича. Но тогда к ней еще не были готовы, т.к. кроме Николая Викторовича никто не проводил встреч с целью знакомства с Новыми знаниями. Были попытки создать такую школу позже, но и здесь были свои причины отложить эту идею до соответствующего времени. Наконец-то условия созрели…

Опыт проведения круглых столов показал, что основная масса почитателей Новых знаний воспринимает их как новую для себя информацию и этим, как правило, все заканчивается. Но время требует подготовки новых кадров, которые могли бы не только пропагандировать Новые знания, но и участвовать в их развитии, иначе они быстро станут мертвой теорией. А для того, чтобы появились те, кто пойдет, как говорится, дальше, их нужно научить не только известным Новым знаниям – это уже делается более-менее успешно, но и технологии добывания этих знаний – что требует знания и владения технологиями творчества, которым пока нигде не учат, поэтому основной технологией до сих пор у всех является древнейший метод проб и ошибок (МПиО). Кроме того, будущих исследователей нужно познакомить и с методологией ведения научных исследований. Время пришло, поэтому и создана наша школа, слушателями которой являются школьники. Мы приглашаем к себе всех желающих. Как говорится, дорогу осилит идущий.

В добрый путь!

Занятие 1-е

В плену у метода проб и ошибок

  1. Все мы учимся, чтобы познать наш мир.
  2. Вскоре мы узнаем, что есть разные задачи: простые и сложные. Но мы их решаем одним и тем же способом: методом проб и шибок (МПиО): попробовал так – не получилось, попробовал иначе – опять не получилось… Почему?
  3. Я вам задам вопрос: как нужно охотиться? – Вы спросите : на кого?
  4. На муху, на слона….?
  5. На муху, скажите вы – можно мухобойкой. А на слона – ружьем или пушкой…
  6. Тогда почему на решение задач разной сложности вы используете МПиО, а на разных «зверей» используете разные инструменты? Вот здесь «собака» и зарыта. Количество проб для решения простых задач – всего до 10-ти, а для сложных – от 100 до 1000000.
  7. Для решения разных задач нужно использовать разные инструменты! (Пример: крышка для газового баллона, сундук Флинта, шоколад с ликёром….).
  8. Вот со знакомства с ними мы с вами и начнем нашу учебу. И вы поймете, что чтобы познать наш мир, нужно всю жизнь учиться, только тогда вы сможете стать творческим человеком.

 

        Есть известная притча. Однажды к мудрецу, ловящему рыбу, подошел нищий и попросил дать одну рыбу, т.к. что он голоден с утра. Мудрец дал рыбу. Тогда нищий попросил мудреца дать ему еще одну рыбу на завтра. Мудрец дал ему еще одну рыбу. Нищий вновь попросил мудреца дать еще одну рыбу. Мудрец отказал нищему. Тот обиделся и  спросил мудреца, почему, когда я попросил тебя дать одну рыбу, ты дал её мне, когда я попросил дат еще одну, ты не отказал. Но когда я попросил дат третью рыбу, ты отказал мне? 

       Мудрец ответил ему; «если я дам тебе одну рыбу, ты будешь сыт один день, если я тебе дам две рыбы, ты будешь сыт два дня. А если я тебя научу ее ловить, ты будешь сыт всю жизнь».

       Есть два пути решения проблем: методом проб и ошибок и инструментами методологии научного и технического творчества. Второй путь, как показывает практика, наиболее эффективен, т.к. он позволяет достаточно быстро выйти на идеальное решение или идеальный конечный результат (ИКР) (см. рис. П.1.).

                      

     Приходит время и перед каждым встает такой вопрос – кем быть? 

 

         Интересны в  этом  плане  ответы школьников-лицеистов 8 класса одного из лицеев  для одаренных детей города Красноярска. 

     А на  вопрос  "почему вы решили выбрать именно эту профессию, многие лицеисты ответили так.

     - Потому что это престижно, выгодно.

     - Интересно.

     - Родители имеют такую профессию.

     - Чтобы решать проблемы государства.

     - Чтобы быть творческим человеком..... Шум стоял неимоверный - как на птичьем базаре. Молчал только Максимка, оказывается  он думал над тем как очистить планету от лишнего мусора.

     Но когда  был  задан вопрос:  Что же такое творчество и кто такой творческий человек?" - активности в  ответах сразу поубавилось и отвечать стали неуверенно.

     - Творческий человек - это когда человек умный...

     - Нет! Когда он хорошо работает...

     - Когда он много знает!?.....

 А вот Ведунов считает, что творчество - это когда человек создает что-то новое - то, чего до него не было. Вот поэтому его  и  называют творческим,  т.е.  творящим что-то новое... Простое копирование и изготовление моделей самолетов, машин по чертежам – это не творчество, а нарабатывание инженерных и конструкторских навыков.

       Например,  в Москве один  дворник,  коллега  нашего  Максимки-дворника,  изобрел машину для уборки тротуаров

 

      Два  человека стоят на берегу реки после паводка и наблюдают как вода несет на плаву тяжелые бревна, разрушает берег и т.п. ем случае,  копирует это изобретение и извлекает из него для себя выгоду.

      Таким образом,  один  человек  думает и ищет как решить стоящую перед ним проблему и создает для этого новое  средство.  А потом,  если надо, совершенствует его. А второй лишь пользуется им, не внося ничего нового. Первого мы можем назвать творческим человеком, потому что он творит новое и, тем самым изменяет наш мир, облегчает труд людей. А второй ничего нового не создает,

     Есть, правда,  еще одна категория людей,  которая  препятствует внедрению нового. Это  консерваторы  - люди, которые не хотят менять того,  к чему давно привыкли.  Но и они, как оказывается,  нужны

      При этом не обязательно, чтобы он имел специальное образование в области,  в  которой возникла задача.  Например, Николо Отто - изобретатель четырехтактного двигателя внутреннего сгорания  был конторщиком, Иван Федоров - первопечатник России - был дьяконом,  голландец Левенгук - изобретатель микроскопа был  торговцем, Этьен Монгольфье,  один из братьев запустивших воздушный шар,  был архитектором,  Андерс Цельсий,  придумавший единицу разности температур,  был  архитектором.  Так что "все работы хороши, выбирай себе на вкус!"

 

Творчеству все возрасты покорны.

 

     Не является преградой для творчества возраст человека, ни тогда, когда творческая жизнь только-только начинается, и даже не тогда, когда основная часть жизни прожита.

     Трехлетняя Аленка Котлева, играя с пластмассовыми кубикам, выложила их в виде зигзагообразной кладки.  Получился новый вид кладки.  Потом была оформлена заявка на  изобретение. Новая кладка обладала повышенной прочностью и сейсмоустойчивостью, и позволяла сберечь до 70 % кирпича и раствора.

    А вот потомственный крестьянин  Иван  Селиванов  вполне осознанно  выбрал  свой  творческий путь.    

                                           

      Стимулом творчества чаще является   потребность  человека в чем-либо,  которая  порождает интерес  к возникшей проблеме.

     А интерес к чему-то может быть  толчком к познанию  или  решению возникшей проблемы. Александр Македонский с детства мечтал увидеть край Земли и ...  прошел полмира,  завоевав его.

Увы, он так и не дошел до края Земли..., но открыл Индию.

 

     Творческая струнка и изобретательность человека часто проявляется в критических ситуациях: изобретением  знаменитой "Катюши",  когда за 13 часов от эскизных чертежей был пройден путь до готового образца.

      Аналогичной была ситуация и с более древним изобретением - бумажным змеем, одной из наиболее забавных детских игрушек…

     Генерал Хань-Чинь блестяще решил эту задачу.

    Это не случайно, чтобы люди разных возрастов и социальных положений  изобретают,  создавая нечто новое - что до них не существовало. 

 Нет неспособных людей (детей), а есть просто запущенные в развитии люди (дети), как показал многолетний опыт работы с людьми разных возрастных категорий.

 

Кто он, творческий человек?

 

      Трудно найти одинаковых людей похожих не только внешне, но и характером или умом.  Даже близнецы имеют различия.  Но это потом, когда мы все взрослеем и начинаем познавать окружающий мир,  а после появления на свет все мы  очень  похожи друг  на  друга и наши умственные способности вряд ли сильно разнятся.

      Пример тому химик Бородин, которые стал еще и композитором,  а также ряд других  приведенных выше.

     Американский исследователь Дуглас Д.Г.  (РЖ "Общественные науки за рубежом",  Серия 8,  Науковедение, 1978 г. N 3,  с.  85-88).  полагает,  что мифы и легенды, окружающие имена "гениев,  т.е.  людей  сделавших выдающийся вклад в прогресс науки, начинают постепенно тускнеть и даже подвергаются развенчанию  под напором современных психологических исследований творчества.

     Культ гениев  возник  в эпоху возрождения и отчасти был вдохновлен деятельностью таких титанов,  как Микельанджело и Леонардо  да Винчи." Он пишет,  что мнение будто гений – это не просто высокоразвитый талант, а чрезвычайный дар, которым обладают  лишь  избранные,  представляет  собой историческую аномалию".

     Исследования показали, что академическая успеваемость, т.е.  оценки  в  школе  и  университете  не  могут   служить сколь-нибудь надежным показателем творческой одаренности.

     В этом можно очень просто убедиться. Примеры тому жизнь Эдисона  и  Фарадея,  которые вообще не имели академического образования, хотя внесли значительный вклад в развитие техники и науки.

 

    Пример тому история лаборатории ГИРД.  Прежде чем дойти до современных  конструкторских  бюро  космической техники,  ее основатели из лаборатории ГИРД работали в сырых подвалах,  работали в качестве рабочих, не имея элементарных приборов  - их придумывали по ходу работы

    Практически любая профессия проходит через  этапы "Золушки", прежде  чем  стать  "принцессой" среди других уже достаточно развитых профессий.

    Итак, если  человек проявляя свои способности,  создает нечто  качественно новое,  оригинальное,  неповторимое и направленное для удовлетворения человеческих потребностей, он и будет творческим человеком.  А сам  процесс  создания  этого нечто и есть  творчество.

     Поэтому в дальнейшем любое творение человека будем называть  искусственной системой ( ИС).

      Михаил Васильевич  Ломоносов  был  ученым  универсалом,  внесшим  вклад  в  развитие многих отраслей науки и техники. 

      Ломоносов  М,В. является  автором  одного  из самых фундаментальных законов природы - закона сохранения  энергии  и  вещества, который он открыл в 1748 г. Этот закон потом почти через 100 лет открыли вновь немецкие врачи Р. Майер в 1841 г. и Г. Гельмгольц в 1847 г.,  англичане  -  пивовар  Джоуль и адвокат Гров в 1843 г., открыл его также и датский инженер Кольдинг.

       Ломоносову также  принадлежит  изобретение анемометра - прибора для определения силы ветра.

       А если говорить об уровне его знаний,  то он  в  совершенстве знал 11 языков, мог читать и сносно разговаривать на 31 языке (ТМ,  12-85).

     Другой русский  ученый-химик  С. Бородин  более известен как композитор, который оставил нам в наследство знаменитую оперу "Князь Игорь".

     А литовский композитор М. Чюрленис,  более известен  как  художник,  в картинах которого присутствует музыка. Его картины как бы живут во времени и пространстве     Часто в творце уживались казалось бы несовместимые  вещи. Монах Мендель явился основоположником прикладной генетики.